Виды функциональной грамотности
-
Читательская грамотность
-
Математическая грамотность
-
Естественнонаучная грамотность
-
Финансовая грамотность
-
Глобальные компетенции
-
Креативное мышление
Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.
Математическая грамотность — это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.
Естественнонаучна грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков.Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Креативное мышление — это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
Глобальные компетенции — это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.
ПОЧЕМУ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ СЕЙЧАС СТАЛА ОДНОЙ ИЗ ГЛАВНЫХ ТЕМ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ?
Современный мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать лет назад, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике. Это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека. Окружающий мир больше не аналого-текстологический, ему на смену пришел визуально-цифровой – и это требует расширения и переосмысления понятия «функциональная грамотность».
Национальный проект образование, поставил две важные существенные задачи:
1) обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение в десятку ведущих стран мира по качеству образования;
2) воспитание гармонично развитой социально ответственной личности. Причем эти две задачи выстроены не в иерархии, они ценны в равнозначной степени.
Как переориентировать учебный процесс на эффективное овладение функциональной грамотностью?
- Повышение уровня функциональной грамотности российских учащихся может быть обеспечено успешной реализацией Федерального государственного образовательного стандарта, за счет достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов.
- Важно, чтобы в учебной деятельности был реализован комплексный системно-деятельностный подход, чтобы процесс обучения шел как процесс решения учащимися различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые формирует учитель
- Каждый учитель должен проанализировать систему заданий, которые он планирует использовать в учебном процессе. Он должен помнить, что результат его работы заложен им в тех материалах, с которыми он пришел на урок, и теми материалами, с которыми дети работают дома. Нужно понять: Какие задания работают на формирование функциональной грамотности? Сколько таких заданий в учебниках и задачниках, по которым работает учитель? Достаточно ли их количества для формирования прочного уровня функциональной грамотности?
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ОЦЕНИВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Организационной основой работы по формированию и оцениванию функциональной грамотности являются распорядительные документы федерального, регионального и муниципального уровня.
-
ПРИКАЗ №_ОД 03_«17» января 2022 г. «О назначении ответственных за реализацию плана по формированию и оценке функциональной грамотности»
-
Приказ «Об утверждении плана мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности»
-
План мероприятий
-
Приказ №187 от 12.11.2021 “Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций в Карымском районе на 2021-2022 учебный год”
-
Приказ Министерства образования Забайкальского края от 08.12.2021 №1148 “О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Забайкальского края от 20 сентября 2021 года №885 утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся в Забайкальском края на 2021-2022 учебный год”
-
Приказ Министерства образования Забайкальского края от 20.09.2021 №885 “Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций в Забайкальском крае на 2021-2022 учебный год“
-
Письмо Минпросвещения-России от 14.09.2021 №03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
-
Письмо Минпросвещения от 22.03.2021 №04-238 “Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности”
-
Письмо Минпросвещения России от 26.01.2021 №ТВ-94/04 “ОБ ЭЛЕКТРОННОМ БАНКЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ”
-
Приказ Минпросвещения России от 26.05.2019 №219 “ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДОЛОГИИ И КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НА ОСНОВЕ ПРАКТИКИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ”
Дополнительные ресурсы